BI - Blender Internal - Это встроенный рендер блендера. Его не нужно устанавливать и я бы советовал начинать именно с него. Создание сцены как правило разделено на некоторые "главы". Сначала набрасывается кубиками-шариками общее расположение предметов и выставляется камера - чтобы посмотреть что мы хотим увидеть. Как правило я этот момент пропускаю ) Потом непосредственно моделлинг. Без материалов и света. Просто моделинг всего что нужно - рендер вам тут ни к чему. Потом, в зависимости от рендера, или свет или материалы. В BI можно браться за свет. Вот тут и далее иногда нужно делать тестовые рендеры, и вовсе не обязательно делать рендер всей картинки, есть функция, позволяющая рендерить выбранный прямоугольничек вида из камеры.
Учебник вам в руки, а то я что-то разошелся

И да, каждый рендер рендерит по своему, освещение одного как правило не подходит другому, материалы - и в помине. Время разнится также кардинально.