FAQ (ЧаВо, Часто задаваемые Вопросы) по Blender 3D 2.6

Список разделов Уроки и Часто Задаваемые Вопросы (ЧАВО, FAQ) ЧАВО (FAQ)

Модераторы: exooman, mageaster

  • 6

Сообщение #1 mageaster » 28.01.2014, 22:06

Здесь собраны наиболее часто задаваемые вопросы, связанные с работой в Blender 3D версий 2.5-2.69

Внимание! Посты в этой теме размещаются только в форме "вопрос-ответ"! Вопросы без ответа будут удаляться. Для вопросов, не освещённых в этой теме, есть тема "Задаём вопрос - получаем ответ!"

Первый и самый главный вопрос: я новичок, о Блендере узнал только вчера. С чего начать? Где взять учебный материал на русском?
Ответ: уже давным-давно переведён отличный учебник Blender Basics. Настоятельно рекомендуется всем новичкам в программе. Для закрепления и расширения материала рекомендуются эти видеоуроки. Ну а этот ЧаВо призван ответить на вопросы, которые не освещены в приведённом материале или были пропущены по невнимательности обучающимся.
Последний раз редактировалось mageaster 28.01.2014, 22:11, всего редактировалось 1 раз.
mageaster M
Аватара
Откуда: оттуда
Сообщения: 1600

  • 13

Сообщение #2 mageaster » 28.01.2014, 22:11

Как переместить центр (опорную точку, Origin) объекта?
Есть три равносильных способа переместить центр:
1. Ctrl+Alt+Shift+C
2. В Т-панели(вызывается клавишей T) кнопка Orign
3. В меню окна 3D View - Object --> Transform

Изображение

Как установить чертеж, референс на фон 3D-окна?
в N-панели(вызывается клавишей N) свиток Background images. ВАЖНО! Режим отображения в 3D-окне должен быть ортогональным (Numpad5 для переключения), также необходимо, чтобы вид окна совпадал с заданным для изображения, иначе изображение отображаться не будет!

Изображение

Как очистить сцену от мешающих объектов?
если работаете в объектном режиме, то можно использовать 1-й или 2-2 вариант (равнозначно), но если планируете редактировать модель, то сначала в объектном режиме, выделив нужный объект нажмите Numpad /, а затем, перейдя в Edit mode, скрывайте мешающие подобъекты хоткеями варианта 1.

Изображение

ААААА!!! Помогите! Открываю некоторые файлы (сделанные ранее в 2,49 и версиях ниже) в версиях 2.5, а там горизонтальное расположение окон! Пытаюсь их поставить вертикально, но ничего не выходит! Что делать?
Перестать насиловать окна. Сначала выбираем (помечаем) тот файл, который нужно открыть (старой версии) и убираем галочку где помечено на скрине, затем уже жмем кнопу "открыть", сиречь Open Blender File.

Изображение

Чем сделать скринкаст?
В Blender 3D встроена возможность записи скринкастов, которая активируется по Alt+F3
При этом начнется запись секвенсии(последовательности кадров) со скоростью, указаной в настройках(Ctrl+Alt+U) [1], в папку, указанную в настройках рендера в свитке Output[2].

Изображение

Как на один объект применить несколько материалов?

1. Добавить слот для нового материала
2. Добавить в этот слот материал
3. Выделить нужные полигоны
4. Нажать Assign

Изображение

Какие системы измерения использует Blender 3D?
BLENDER использует три системы:
[*]None - условная. Вы сами решаете в каких единицах измерять пространство - в парсеках или попугаях.
[*]Imperial - британоамериканская. ( Единица - ярд. Футы, дюймы )
[*]Metric - метрическая. Единица - метр. Для больших, километровых сцен в счётчике Scale вкладки Units введите 1000.0, а если нужна микронная точность то введите число 0.001 и единицей измерения станет миллиметр.
По умолчанию единицей измерения считается 1 BU = 1 метр. Соответственно, сторона стандартного куба считается равной друм метрам.

Как переместить объекты из другого файла?

File > Append (или комбинация клавиш Shift+F1), далее в открывшемся окне находим и выбираем ранее сохранённый бленд-файл. В открывшемся списке заходим в папку (например Object, если хотим импортировать именно объект) и кликая мышкой с зажатым Shift'ом выбираем объекты. Нажав кнопку "А" можно сразу выбрать все объекты в папке. Либо, если в исходном файле меши имеют внятные названия (а не circle, circle.001, cube.003 и т. д.), то можно импортировать меш и присвоить его любому объекту в этом поле:

Изображение

Объекты из другого файла можно также прилинковать, если нужно сэкономить память в компьютере. Просто прилинкованным объектом нельзя манипулировать, но это можно обойти назначив его в группу. Для этого, выделив объект (или группу объектов) жмём Ctrl+G (у объекта появится зелёный контур). В левой панели, внизу появится имя группы "Group". Имя можно поменять, для удобства. Сохраняем сцену в файл. Далее откроем новую сцену и переместим в неё сохранённый объект File > Link > Сохранённый файл > Папка Group > Файл Group. Прилинкованный объект можно перемещать, вращать и изменять масштаб, но нельзя редактировать.

На рендере на дальнем/ближнем плане серый фон вместо сцены. Как увеличить дистанцию обзора камеры?

1) выделить камеру
2) перейти в панели объекта (Object Data)
3) в свитке Lens увеличить параметр End (Start для ближнего плана)
см. скриншот:
Изображение

Как удалить лишние текстуры и материалы из Блендера?

Материалы и текстуры - зажав Shift и кликнув по косому крестику.
UV-текстуры в UV/Image Editor, зажав Shift и кликнув по крестику.
Сохранить сцену в файл и открыть сохранённый файл, это очистит выпадающий список.
Последний раз редактировалось mageaster 28.01.2014, 22:49, всего редактировалось 2 раз(а).
mageaster M
Аватара
Откуда: оттуда
Сообщения: 1600

  • 9

Сообщение #3 mageaster » 02.02.2014, 22:03

При нажатии кнопки smooth у меня появляются чёрные линии на модели как на рисунке, как это исправить? Вариант: некоторые полигоны не видны в режиме Solid или Textured.
Изображение

Нужно в режиме редактирования выделить все полигоны (кнопка A) и нажать Ctrl+N. Это пересчитает направление нормалей, чтобы они смотрели в одну сторону - наружу объекта (называется "пересчитать нормали").

Как превратить две вершины в одну?
Выбираем пару или более вершин, которые нужно соединить, жмём Alt+M. В зависимости от задачи выбираем соответствующий пункт меню: At Center - вершины склеятся в точке в центре пространства выделенных вершин; At First - вершины склеятся на месте первой выбранной вершины; At Last - на месте последней выбранной вершины.

Как копировать UV-развёртку на другие похожие объекты?

Добиться, чтобы объект с UV-развёрткой был active (выделить его последним), а объект(-ы), на которые нужно скопировать - selected. После этого выбрать пункт Меню: Object -> Make Links -> Join as UVs (Ctrl+L) (см. Рис.)

Изображение

Замечания:
1) Создаётся именно копия (хотя пункт называется Join as UVs), не ссылка на один блок данных.
2) Необходимое условие работы функции - одинаковое количество граней у объектов.
3) Надёжнее, пожалуй, создавать серию однотипных объектов, копируя родоначальника серии уже с UV-развёрткой и потом править копии.

Как назначить один материал на несколько объектов в сцене?

1. Назначаем материал одному объекту.
2. Выделяем все объекты и последним выделяем тот объект, на котором применен наш материал.
3. Нажимаем Ctrl+L -> Materials.

Как использовать в Blender 2.6 кириллический текст?
Shift+A, создаем объект Text, идем в свойства текста (вкладка F), Font, Regular, загрузить. Далее идем в папку C:\Windows\fonts (для Windows 7) и выбираем нужный файл шрифта, например times.ttf. Папку со шрифтами можно добавить в закладки.

Как выровнять вершины/рёбра/грани по осям "заподлицо", чтобы весь край был на одном уровне?
Надо выделить необходимые вершины/рёбра/грани в режиме редактирования, нажать клавишу S, далее букву оси (например, Z) и цифру 0 (ноль),то есть комбинация такова:
S -> Z -> 0

Я наложил модификаторы Mirror и Subsurf, а у меня получается такая фигня (см. скриншот)
Изображение
В этом случае нужно удалить лишний полигон (нижняя часть скриншота).

Изображение
В этом случае нужно поставить модификатор Mirror выше модификатора Subsurf в стеке модификаторов.

У меня странные глюки, искажения на модели, хотя сетка выглядит нормальной. Что делать? Как вариант: появляются чёрные полосы/невидимые полигоны, пересчёт нормалей не помогает.
Изображение
В этом месте закрались лишние полигоны внутри сетки. Чтобы найти и обезвредить их все сразу, нужно перейти в режим редактирования рёбер, нажать Ctrl+Alt+Shift+M. Это выделит все рёбра, которые замкнуты в кольцо, но имеют количество примыкающих полигонов !=2. С этим выделением переходим в режим редактирования граней и удаляем их Х -> Faces.
Меньше слов, больше дела!
AMD Phenom II X6 1055T, 4 GiB RAM, Nvidia GeForce GTX 550 Ti, Kubuntu 14.04.2
Мой WIP
mageaster M
Аватара
Откуда: оттуда
Сообщения: 1600

  • 7

Сообщение #4 newman » 07.02.2014, 13:16

Как переключаться между несколькими камерами
Выделяем нужную камеру и делаем её активной нажав Ctrl + 0, на цифровой клавиатуре.

Как узнать угол между двух рёбер полигона
Включить в N панели
Изображение
newman
Аватара
Сообщения: 979

  • 6

Сообщение #5 newman » 10.02.2014, 20:17

как сделать фаску только на некоторых ребрах?
в T-панели(вызывается клавишей T) свиток Mesh Options выбрать Tag Bevel, выбрать ребро Ctrl+RMB и добавить модификатор Bevel выбрав в нём Limit method -> Weight .
1-1.jpeg
как включить режим вида для удобного моделирования объектов?
Жмем N, открываем вкладку Display, включаем кнопочку "Toggle Quad View".
Действительно очень удобная функция, когда в одном окне перемещаете вершины/ребра/полигоны, то на других окнах отображаются эти изменения.
как заставить Grease Pencil работать?
Зажимаешь кнопку D и левой кнопкой мыши рисуешь
как добавить материал на часть объекта?
создали целый обьект одним куском, например, дом, хотите добавить материал только на часть дома, например, крышу, а добавляется на весь дом. Как это сделать?

Два варианта.
1. Выделяем в режиме редактирования отдельные части, жмем P - получаем отдельный объект с тем что было выделено.
2. Выделяем нужную поверхность/часть объекта, в материалах добавляем новый и для выделенного жмем Assign (в режиме редактирования) и имеем как итог два материала на каждый из которых можно свою текстуру наложить.
куда пропало выделение кругом в Blender 2.5,которое в версии 2.49 вызывалось двойным нажатием на клавишу В ?
Ответ: В Blender 2.5 оно вызывается клавишей С.
в версии 2.5 перестали работать комбинации клавиш + ALT. Как исправить так, чтобы комбинации заработали как в 2.49?
Зайти в настройки: User Preferences - Input: поставить галку на - Emulate 3 D Button Mouse. Либо без настроек вместо Alt использовать MMB - средняя кнопка мыши.
как в Blender 2.5 вернуть вызов выделения кругом (Circle Select) двойным нажатием на клавишу В, как и в версии 2.49?
В Blender 2.5 можно настраивать все хот-кеи; Circle Select настраивается так:
1-2.png
как правильно сохранять свою работу и что делать если закрыл работу без сохранения (или если упал Блендер)?
Нажать F2, ввести имя файла, затем нажать "+" на дополнительной цифровой клавиатуре и Enter. Эти действия будут добавлять цифру в конце имени файла, таким образом будет сохраняться ваша работа на разных этапах. Затем можно быстро сохранять нажимая F2 > + > Enter.

Если вы случайно закрыли программу без сохранения, или она упала, надо запомнить дату и время на часах. Затем запустить Блендер и зайти File > Open > C:\tmp\ (по умолчанию, в widows, в эту папку автоматически сохраняются бленд-файлы). Отсортировать по дате/времени и найти искомый файл.
как сделать объекты прозрачными в окне 3D-View?
1. На вкладке Object, в свитке Display включить Transparency. Зайти на вкладку Material и поставив галку в свитке Transparency, подвигать слайдер Alpha.
2. На вкладке Object включить X-Ray, в этом случае объект будет виден сквозь все другие объекты.
3. На вкладке Object, в свитке Display, в выпадающем списке Type, изменить тип отображения на Wire. У объекта будут видны только рёбра.
4. На вкладке Material изменить тип отображения с Surface на Halo. У объекта будут видны только вершины.
newman
Аватара
Сообщения: 979

  • 7

Сообщение #6 mageaster » 22.06.2014, 17:09

Едрическая сила, почему, когда я перехожу в свободный вид, включается перспектива?
Лезем в настройки пользователя, прямо на первой вкладке находим галочку Auto Perspective, снимаем, сохраняем...
ААААА, люди!!! Я что-то нажал, и теперь в объектном режиме ничо не поворачивается/масштабируется!
Наверняка вы нажали это:
Изображение
Отожмите.
Как применить SubSurf только к определённой части меша?
Никак. Это если говорить о модификаторе. Но можно в режиме редактирования нажать W -> Subdivide Smooth.
Меньше слов, больше дела!
AMD Phenom II X6 1055T, 4 GiB RAM, Nvidia GeForce GTX 550 Ti, Kubuntu 14.04.2
Мой WIP
mageaster M
Аватара
Откуда: оттуда
Сообщения: 1600

  • 2

Как установить чертеж, референс на фон 3D-окна?

Сообщение #7 supertick » 22.06.2015, 19:50

Добавление к mageaster M

Для того чтобы изображение не пропадало сделайте так:
Добавьте в сцену пустышку с параметром Изображение. Далее само изображение открывается в свойствах объекта пустышка на панели Свойства.
Затем эту пустышку(изображение) можно как-угодно вертеть, масштабировать, перемещать. Оно ни куда не исчезает. Таких пустышек может быть сколько угодно.То есть можно добавить, скажем, все три проекции предмета проектирования. Доступна также регулировка масштаба и прозрачности этого изображения

Успехов
С уважением, Supertick
supertick
Сообщения: 3


Вернуться в ЧАВО (FAQ)

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 1 гость